Сайт преподавателя Вишневской Татьяны Владимировны  
   

Новости


1 


Статья: Суть любого творчества - поиск • 16 октября 2020 года

Музыкальное обучение – в первую очередь обучение творчеству. В основе творчества заложены процессы поиска и открытия. Уровень этих открытий и сам процесс открытия (поиск) определяются уровнем развития учащегося, ведущего творческий поиск и всегда уникальны: чем богаче личность ученика – чем богаче его внутренний духовный мир, тем более интересным представляется продукт его творческой деятельности. Таким образом, при обучении творчеству мы используем не только методы, способствующие (провоцирующие) развить творческую деятельность учащегося (проблемно-поисковые методы обучения), но и методы, развивающие его творческие способности и личностные качества, обогащающие внутренний мир. Рассматривая образование как процесс всестороннего развития личности, пора, очевидно, начать переход к разностороннему воспитанию : физическому, нравственному, волевому, эмоциональному, умственному, эстетическому. Следовательно, и методика музыкального воспитания должна быть на уровне современных требований, то есть быть комплексной и действенной, чтобы она позволяла выявлять и развивать все задатки музыкальных способностей учащихся, в том числе их творческие способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Поэтому вполне закономерно, я думаю, был введён предмет «Ритмика» в программе «Хоровое пение» по программе ФГТ, на котором обучающиеся овладевают хореографическими навыками, воспитывают пластичность двигательного аппарата. С такой же точностью вырабатывает умения произвольно управлять своим телом и методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально – двигательной культуры человека. Как сохранить детскую потребность петь в хоре на протяжении всех этих лет с увлечением, с интересом, чтобы, в конце концов, это нравилось не только их родителям, но и самим воспитанникам. Чтобы на хоровом пении ребёнок мог развить не только координацию, чувство ритма, реакцию, энергетику, голос, музыкальных слух, а в целом (глобальном ) – укрепить здоровье, обогатить интеллект, ввести ребёнка в мир духовности, возвысить его эстетические потребности. По выражению Д.Б. Кабалевского, «скука – враг всего живого, а в искусстве скука равносильна его убийству». Хор – это театр одного актёра, каждая репетиция – увлекательный спектакль. Суть любого творчества – поиск. Задача учителя в идеале – не заставить учиться, а заинтересовать ребёнка своим предметом. Вот и приходится искать новые методы обучения, технологии, чтобы как можно интереснее построить свою работу на уроке. Используя методики разных авторов: Д.Огородного, Д. Емельянова, Стрельникова, В. Морозова, Г. Стулова, я пришла к выводу, что все они хороши и полезны. Но на данном этапе моей работы я предпочтение отдаю методике комплексного музыкально – певческого воспитания Д. Е. Огороднова. Она предлагает 6 видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе: 1) Художественное тактирование (коллективная декламация по дирижёрскому жесту как продолжение работы по развитию метроритмических навыков и вокально-речевой культуры) 2) Работа по алгоритму (технология вокала: дыхания, звукообразования, работы резонаторов, артикуляция на основе фонетического метода постановки голоса) 3) Ладо – вокальные жесты (ладовое представление с позиции относительной сольмизации – связь между работой кистей рук и голосового аппарата). 4) Декламация с жестикуляцией 5) Вспомогательные движения при вокальной работе над песней 6) Поиски выразительных движений во время слушания музыки. Первые три вида движений мы называем дидактическими, поскольку каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Следующие за ними три вида носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию. Для постижения музыки как искусства необходимо развитое музыкальное чувство, организация эмоциональной сферы человека по законам музыки, т. е. по законам лада, метроритма, музыкальной формы и так далее. С другой стороны музыкальная деятельность, музыкальное воспитание как и вся эмоциональная сфера, тесно связаны с двигательной деятельностью, с движением. Эмоции и даны всему живому именно для реализации и активизации движений. Подходя с этих позиций к нашему предмету, то есть к пению, следует уяснить, что певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц. Он снабжен множеством чувствительных и двигательных нервов, позволяющих выполнять тончайшие, быстрые и разнообразные движения. Даже для осуществления только одной технической задачи - воспроизведения одного отдельно взятого звука в границах певческого диапазона - голосовые мышцы (складки) должны быть способны производить примерно от 100 до 1000 движений (колебаний) в одну секунду, причем с огромной точностью (до одной десятой доли полутона). Но помимо этого, певцу надо одновременно решать и метроритмические, а ладовые задачи, а самое главное - произносить выразительно и ясно поэтический текст, т.е. петь с чувством, осмысленно и одухотворенно. Для выполнения всей совокупности столь непростых задач мышцы должны обладать высокой чувствительностью и пластичностью и иметь богатую нервную организацию. Недаром голосовой аппарат представлен в коре головного мозга (в двигательной коре) равноценно всему остальному телу человека, за исключением кистей рук, которые также «занимают» около трети двигательной коры. Движения голосового аппарата (прежде всего артикуляция) в союзе с движениями рук и представляют так называемый «моторный стержень эмоций» и в пении, и в речи. Именно этому положению дал образное определение Шаляпин в словах: «Жест - не движение руки, а движение души». Очевидно, и о человеческом голосе можно сказать: «голос - не звук, а души выражение». Вот поэтому в своей практике я применяю вспомогательные движения руками, кистями рук при вокальной работе над песней. Это касается и артикуляции: именно с помощью движений губ, рта, подбородка мы делаем выразительным произношение и в пении, и в речи. Кроме того, выяснено, что движения кистей рук настолько связаны с движениями голосового аппарата, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. Всё вышеизложенное и заставляет нас обратить внимание именно на движения, на работу мышечной системы голосового аппарата и рук (особенно кистей рук) и координацию (согласование) их действий между собой. В случае согласования движений рук и певческого (речевого) аппарата мы получаем как бы новую систему, которая будет сложнее, но и богаче, более совершенный двигательный аппарат, «компьютер нового поколения». Этот «новый аппарат» оказывается не только более продуктивным в работе, но и более способным к самосовершенствованию, а следовательно, и к развитию. Во- первых, для того, чтобы не пренебрегать простой, элементарной работой (движениями) на занятиях, никогда не спешить и думать больше о качестве действий, а не об их количестве во-вторых, надо помнить, что именно постепенность, последовательность и целеустремленность в освоении движений и их комбинаций, четкая работа по детально разработанной и научно обоснованной системе с минимальным шагом программы постепенно приводит к неожиданно значительным успехам в учебе, в вокальном, эмоциональном и эстетическом развитии человека. Как известно, физиологической и материальной основой памяти являются следы в коре головного мозга (в двигательной коре) от движения соответствующих мышц. Часто вокалисты имеют выражение «Выработка мышечной памяти». Если эти следы четкие, ясные, не разбросанные, то и вокальные навыки, усвоение которых происходит в процессе обучения, формируются и закрепляются значительно легче и прочнее. Поэтому сами движения должны быть точными, непринужденными, красивыми и выполняться легко и с удовольствием. Для этого и выстроена система специальных упражнений, где все начинается с простейшего, легко выполнимого движения, а каждое последующее упражнение минимально отличается от предыдущего. Это и есть «минимальный шаг программы», являющийся важнейшим достоинством данной методики. В центре данной методики стоит вопрос о правильном полноценном функционировании голосового аппарата не только учащихся, но и самого педагога. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Используемая литература: Морозов В. Биофизические основы вокальной речи.- Л., 1983г. Огороднов Д.Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально – двигательной культуры человека. М., 1987г.


 

Статья: Суть любого творчества - поиск • 16 октября 2020 года

Музыкальное обучение – в первую очередь обучение творчеству. В основе творчества заложены процессы поиска и открытия. Уровень этих открытий и сам процесс открытия (поиск) определяются уровнем развития учащегося, ведущего творческий поиск и всегда уникальны: чем богаче личность ученика – чем богаче его внутренний духовный мир, тем более интересным представляется продукт его творческой деятельности. Таким образом, при обучении творчеству мы используем не только методы, способствующие (провоцирующие) развить творческую деятельность учащегося (проблемно-поисковые методы обучения), но и методы, развивающие его творческие способности и личностные качества, обогащающие внутренний мир. Рассматривая образование как процесс всестороннего развития личности, пора, очевидно, начать переход к разностороннему воспитанию : физическому, нравственному, волевому, эмоциональному, умственному, эстетическому. Следовательно, и методика музыкального воспитания должна быть на уровне современных требований, то есть быть комплексной и действенной, чтобы она позволяла выявлять и развивать все задатки музыкальных способностей учащихся, в том числе их творческие способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Поэтому вполне закономерно, я думаю, был введён предмет «Ритмика» в программе «Хоровое пение» по программе ФГТ, на котором обучающиеся овладевают хореографическими навыками, воспитывают пластичность двигательного аппарата. С такой же точностью вырабатывает умения произвольно управлять своим телом и методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально – двигательной культуры человека. Как сохранить детскую потребность петь в хоре на протяжении всех этих лет с увлечением, с интересом, чтобы, в конце концов, это нравилось не только их родителям, но и самим воспитанникам. Чтобы на хоровом пении ребёнок мог развить не только координацию, чувство ритма, реакцию, энергетику, голос, музыкальных слух, а в целом (глобальном ) – укрепить здоровье, обогатить интеллект, ввести ребёнка в мир духовности, возвысить его эстетические потребности. По выражению Д.Б. Кабалевского, «скука – враг всего живого, а в искусстве скука равносильна его убийству». Хор – это театр одного актёра, каждая репетиция – увлекательный спектакль. Суть любого творчества – поиск. Задача учителя в идеале – не заставить учиться, а заинтересовать ребёнка своим предметом. Вот и приходится искать новые методы обучения, технологии, чтобы как можно интереснее построить свою работу на уроке. Используя методики разных авторов: Д.Огородного, Д. Емельянова, Стрельникова, В. Морозова, Г. Стулова, я пришла к выводу, что все они хороши и полезны. Но на данном этапе моей работы я предпочтение отдаю методике комплексного музыкально – певческого воспитания Д. Е. Огороднова. Она предлагает 6 видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе: 1) Художественное тактирование (коллективная декламация по дирижёрскому жесту как продолжение работы по развитию метроритмических навыков и вокально-речевой культуры) 2) Работа по алгоритму (технология вокала: дыхания, звукообразования, работы резонаторов, артикуляция на основе фонетического метода постановки голоса) 3) Ладо – вокальные жесты (ладовое представление с позиции относительной сольмизации – связь между работой кистей рук и голосового аппарата). 4) Декламация с жестикуляцией 5) Вспомогательные движения при вокальной работе над песней 6) Поиски выразительных движений во время слушания музыки. Первые три вида движений мы называем дидактическими, поскольку каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Следующие за ними три вида носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию. Для постижения музыки как искусства необходимо развитое музыкальное чувство, организация эмоциональной сферы человека по законам музыки, т. е. по законам лада, метроритма, музыкальной формы и так далее. С другой стороны музыкальная деятельность, музыкальное воспитание как и вся эмоциональная сфера, тесно связаны с двигательной деятельностью, с движением. Эмоции и даны всему живому именно для реализации и активизации движений. Подходя с этих позиций к нашему предмету, то есть к пению, следует уяснить, что певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц. Он снабжен множеством чувствительных и двигательных нервов, позволяющих выполнять тончайшие, быстрые и разнообразные движения. Даже для осуществления только одной технической задачи - воспроизведения одного отдельно взятого звука в границах певческого диапазона - голосовые мышцы (складки) должны быть способны производить примерно от 100 до 1000 движений (колебаний) в одну секунду, причем с огромной точностью (до одной десятой доли полутона). Но помимо этого, певцу надо одновременно решать и метроритмические, а ладовые задачи, а самое главное - произносить выразительно и ясно поэтический текст, т.е. петь с чувством, осмысленно и одухотворенно. Для выполнения всей совокупности столь непростых задач мышцы должны обладать высокой чувствительностью и пластичностью и иметь богатую нервную организацию. Недаром голосовой аппарат представлен в коре головного мозга (в двигательной коре) равноценно всему остальному телу человека, за исключением кистей рук, которые также «занимают» около трети двигательной коры. Движения голосового аппарата (прежде всего артикуляция) в союзе с движениями рук и представляют так называемый «моторный стержень эмоций» и в пении, и в речи. Именно этому положению дал образное определение Шаляпин в словах: «Жест - не движение руки, а движение души». Очевидно, и о человеческом голосе можно сказать: «голос - не звук, а души выражение». Вот поэтому в своей практике я применяю вспомогательные движения руками, кистями рук при вокальной работе над песней. Это касается и артикуляции: именно с помощью движений губ, рта, подбородка мы делаем выразительным произношение и в пении, и в речи. Кроме того, выяснено, что движения кистей рук настолько связаны с движениями голосового аппарата, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. Всё вышеизложенное и заставляет нас обратить внимание именно на движения, на работу мышечной системы голосового аппарата и рук (особенно кистей рук) и координацию (согласование) их действий между собой. В случае согласования движений рук и певческого (речевого) аппарата мы получаем как бы новую систему, которая будет сложнее, но и богаче, более совершенный двигательный аппарат, «компьютер нового поколения». Этот «новый аппарат» оказывается не только более продуктивным в работе, но и более способным к самосовершенствованию, а следовательно, и к развитию. Во- первых, для того, чтобы не пренебрегать простой, элементарной работой (движениями) на занятиях, никогда не спешить и думать больше о качестве действий, а не об их количестве во-вторых, надо помнить, что именно постепенность, последовательность и целеустремленность в освоении движений и их комбинаций, четкая работа по детально разработанной и научно обоснованной системе с минимальным шагом программы постепенно приводит к неожиданно значительным успехам в учебе, в вокальном, эмоциональном и эстетическом развитии человека. Как известно, физиологической и материальной основой памяти являются следы в коре головного мозга (в двигательной коре) от движения соответствующих мышц. Часто вокалисты имеют выражение «Выработка мышечной памяти». Если эти следы четкие, ясные, не разбросанные, то и вокальные навыки, усвоение которых происходит в процессе обучения, формируются и закрепляются значительно легче и прочнее. Поэтому сами движения должны быть точными, непринужденными, красивыми и выполняться легко и с удовольствием. Для этого и выстроена система специальных упражнений, где все начинается с простейшего, легко выполнимого движения, а каждое последующее упражнение минимально отличается от предыдущего. Это и есть «минимальный шаг программы», являющийся важнейшим достоинством данной методики. В центре данной методики стоит вопрос о правильном полноценном функционировании голосового аппарата не только учащихся, но и самого педагога. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Используемая литература: Морозов В. Биофизические основы вокальной речи.- Л., 1983г. Огороднов Д.Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально – двигательной культуры человека. М., 1987г.